Язык:
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Зрение дает 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо любому человеку в повседневной жизни.
За последние десятилетия значительно возросло число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные изнурительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.
Некоторые дети имеют проблемы со зрение и носят очки еще до поступления в школу. Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч в день (30-42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 ч в день (48-60 ч в неделю). Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
Дети школьного возраста наиболее подвержены развитию близорукости. Способствует этому длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Поэтому профилактические мероприятия должны быть направлены на оздоровление организма в целом.
Во избежание развития проблем со зрением у детей родители должны следить за здоровьем своего ребенка, выполняя ряд определенных мероприятий по профилактике:
- укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе;
- следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку;
- выделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света. При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Для того чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.
- Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действия. Потолки, оконные проёмы и рамы в комнате ребенка желательно окрасить в светлый цвет. А мебель лучше подбирать светлых тонов;
- во время письма, рисования источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа, у ребенка- левши наоборот;
- зрительное рабочее расстояние при чтении и письме - не более 30-35см; бумага для письма иметь светлый цвет, стержень – тёмный;
- выполнение домашних заданий для детей 2 классов по времени не должно превышать 1,2 часа, 3- 4 классов – 1,5 часов, 5-6 классов – 2 часа, 7- 8 классов – 2 часов, а старшеклассников - 3 часов. Приступать к выполнению домашних заданий следует не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе. Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы, желательна в этот период и в школе и дома гимнастика для глаз в течение 5-7 минут;
- контролировать просмотр телевизионных передач. Продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста - один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа. Минимальное расстояние до телевизора примерно 2-2,5 метра. А также следует контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах. Детям 5-6 лет не рекомендуют заниматься на планшетах, электронных книгах, ноутбуках. Продолжительность занятия для детей в возрасте 8-16 лет составляет 15-30 минут. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Кроме того, можно использовать специальные капли – заменители слезы (лакрисин, слеза натуральнаяи др.).
Очень полезны занятия физической культурой, это укрепляет организм, уменьшает возможность развития близорукости.
В учреждении образования педагог также должен обращать внимание на профилактику нарушения зрения путем проведения динамических пауз (перемен), следить за правильной рассадкой детей в классе, контроль за осанкой ученика, сидящего за партой.
Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие - утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.
Комплекс упражнений для младших школьников
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 -5 раз.
- Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.
Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов
- Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.
- Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
- Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.
- Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.
- Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.
- Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.
- Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.
Инструктор – валеолог Цуранова О.М.